Иероглиф небеса

Небеса – очень важный иероглиф для Китая ведь не зря Китай называют Поднебесной. 天 (tian – небо) – это один из старейших китайских иероглифов. Его этимология очень интересна, так как в разные временные периоды этот иероглиф имел ряд дополнительных значений.

Во-первых, следует отметить, что иероглиф  天  происходит от 人 (ren – человек) с горизонтальным отрезком наверху. Этому есть незамысловатое объяснение: жители Древнего Китая относили к небу всё то, что над человеком. Они включали в это понятие и высшие силы, и облака над головой. О себе они говорили, что ходят под небом, поэтому в русском и в ряде других славянских языков за Китаем закрепилось название Поднебесная. Сами китайцы говорили 天下 (tiānxià – Поднебесная; дословно: «под небом») не о своей стране, а о мире в целом. Другое название Вселенной у древних китайцев —  天地 (tiāndì; дословно: «небо и земля»).  Таким образом, концепт неба связан в сознании носителей языка с мирозданием и мироустройством.

Во-вторых, слово 天 исторически имело не одно, а сразу несколько значений. Основатель неоконфуцианства Фэн Юлань выделял пять основных значений слова  天. В первом значении небо – это то, что противоположно земле, что над землёй, небо – это материальная субстанция. Во втором значении  天 понимается как «духовное» небо, Император Неба. В третьем значении  天 выступает синонимом к слову  命运 (minyun – судьба, доля). Также  天 означает небо как часть природы, как некое природно-сверхъестественное начало. И наконец,  天 как моральное правило, как высший нравственный закон, господствующий над всем и над всеми.

В-третьих, к вопросу сущности неба постоянно обращались в своих трактатах китайские философы. Философия даосизма признаёт небо частью природы, частью Вселенной. Небо не доброе и не злое, оно настроено к человеку нейтрально. Небо не имеет эмоций, оно спокойное и светлое. Небо не угнетает человека, не заставляет его подчиняться высшим силам природы или высшему разуму; человек естественно подчинён высшим силам, а небо лишь символизирует бескрайность и бездонность Вселенной. В книге «Дао дэ дзин» есть слова о том, что человек следует земным законам, земля следует небесным законам, а небо существует по законам дао. Авторитет неба признавали не только даосисты, но и последователи Конфуция. Позже, с приходом на престол представителей династии Чжоу, небо стало почитаться ещё и как источник власти. Император признавался сыном Неба, а само небо наделялось космическими силами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *